На заре GameFi, когда игры только начали интегрироваться в Web 3, большинство использовали экономическую модель с токеном. Мотивация у разных проектов была разной. Где-то токен был удобен: простая передача ценностей, мгновенная ликвидность для игрока и все преимущества Web 3. В других случаях токен был средством спекуляции, где целью было заработать на трейдерах и неопытных "криптанах", а игра и игроки создавали иллюзию живого проекта и полезности токена.
И те и другие сталкивались с проблемой прямой привязки игровой ценности к спекулятивному инструменту. При пампе, естественном или искусственном, использование одного токена в модели приводило к пропорциональному росту игровой ценности и высокому порогу входа. Но самое страшное - не это. Страшнее был обратный откат: дамп приводил к потере значительной части активов игроками и к разочарованию в окупаемости и будущем проекта. Массовый отток игроков вел к гибели проекта. Срок жизни таких проектов колебался от 2 до 12 месяцев, а прибыль состояла непосредственно из потерь игроков и трейдеров из-за спекуляций.
Последующие проекты применяли более сложные экономические модели, вводя 2 и более токенов, где часть использовалась для внутриигровой ценности, а один или несколько токенов - для спекуляций на биржах. Такие модели были более С токеном или без? Выбор экономической модели для игры. "живучи", но в итоге приводили к тому же результату, что и с одним токеном, лишь немного увеличивая срок жизни проекта. Это связано с тем, что спекулятивный токен, хотя и не полностью, но все же влияет на стоимость внутриигровых активов. Полностью отвязать токен от проекта было бы сложно, так как трейдеры, нацеленные на проект, должны верить в прибыльность своих сделок. Для этого необходимо создать потребность в токене для игроков, параллельно раздувая хайп и привлекая новых "хомяков". Однако, обычно игровых активов недостаточно для создания необходимого давления на рынок, что также приводит к пампу и дампу, создавая сверхволатильность и нестабильность стоимости игровых активов, все сильнее и сильнее запуская "спираль смерти".